Для пятиклассника, пришедшего в лицей 1 сентября, все оказывается новым. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — одна из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - это сложный и ответственный период. С педагогической точки зрения состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью. С психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Все это обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- изменение роли учащегося;
- увеличение учебной нагрузки;
- изменение режима дня;
- разность систем и форм обучения;
- различием требований учителей- предметников;
- изменение стиля общения преподавателей с детьми.
Возникает необходимость в адаптации, т.е. в привыкании к новым условиям, которые нам диктует жизнь. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели ,быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаками возникших трудностей адаптации могут быть:
- усталый, утомленный вид ребенка;
- его нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения в среднем звене. Самое главное- помочь ребенку в ситуации адаптации в средней школе,обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое здоровье.
С уважением , педагоги-психологи МОУ лицей-интернат №1